ВОСПИТАНИЕ И ДРЕССИРОВКА

методика и техника дрессировки, вопросы, проблемы и их решение
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 12481
Дуловце, Словакия
230 дней назад
Что значит, ментальный образ? Это представление чего-либо, что животное в данный не видит, не чувствует и не переживает в реальности.
Рефлекторная деятельность осуществляется по принципу "пока гром не грянет" и out of sight — out of mind, исчезло из виду — и тут же забыто. То есть прогремел гром (безусловный раздражитель)-пора действовать (например спасаться). Но когда в тебя уже попали-действовать и спасаться может быть поздно. Условный рефлекс тоже мало поможет животному в прогнозе ситуации. Поскольку условный раздражитель почти совпадает по времени с безусловным, прогноз получается очень уж краткосрочным(((( К тому же чтоб УР образовался, нужно еще сначала пережить данную ситуацию много раз...а то ведь можно загнуться гораздо скорее, чем УР установится.
Ассоциативная связь в этом отношении намного удобнее. И не только тем, что устанавливается раз и навсегда (во всяком случае надолго). Но и тем, что связь может устанавливаться не на конкретный раздражитель, а на ситуацию в целом. В следующий раз зверь, попав в подобную ситуацию, уже ждет ее повторения, более-менее готов встретить неприятность (или наоборот, приятность) как говорится, лицом к лицу. Но недостаток ассоциативной связи именно в ее неконкретности. Животное не знает, какой именно элемент в данной ситуации является главным, ключевым. Ситуация-то может и похожа, но не совсем та, потому что главный элемент не совпадает, так что связь сработала вхолостую, ошибочно. Может и вовсе не стоит бояться (радоваться). Потому что счастливого афгана могут грузить в машину вовсе не на курсинг, как ему представляется, а в этот раз на очень гадкую процедуру в ветеринарке.
Этот недостаток исправляет самая высшая форма обучения-образование логической (причинно-следственной) связи.
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 12481
Дуловце, Словакия
230 дней назад
Логическая (причинно-следственная) связь устанавливает, как ясно из названия, взаимосвязь между причиной и следствием. Связь устанавливается при помощи осмысливания (мышления), а затем, установившись, откладывается в памяти. Уложенная в долговременной памяти, становится знанием, не угасает как условно-рефлекторная временная связь. В сущности, при образовании логической связи собака ПОНИМАЕТ что данное конкретное следствие вызвано данной конкретной причиной. И в этом отличие логической связи от ассоциативной. Теоретически, логическая связь тоже может образоваться от единственного повторения причины и следствия, но на практике обычно одного раза бывает недостаточно, чтоб осознать-где конкретная причина данного следствия. А вот трех-четырех раз вполне может хватить, например и при обучении команде "сидеть"

Вернемся, кстати, к этой ситуации- произносим "сидеть" и нажимаем одновременно собаке на круп, другой рукой за ошейник подтягиваем назад (механически усаживаем собаку) и как только собака села- тут же поощряем ее кусочком, оглаживанием и похвалой. Немало собак начнет садиться уже после 3-5 повторений. Образовалия УР?
Да вряд ли! Представьте, что вы ни слова не знаете по маракузянски. И тут маракузянец, указывая на лавочку, говорит вам "бряк", подводит к лавке и нажимает вам на плечо, усаживая вас туда. Потом радостно и довольно улыбается и кивает головой. Когда ситуация повторится два-три раза, вы догадаетесь, что слово "бряк" по-маракузянски означает "садись". Не условный рефлекс у вас выработается, а вы именно ДОГАДАЛИСЬ, образовали логическую связь слова "бряк" и усаживания.
Точно так же происходит и у собак. Профессор Павлов изрядно переоценил роль УР в обучении собаки, а все старые учебники кинологии механически взяли павловскую теорию условного рефлекса на вооружение и даже мысли не допускали, что у собак помимо рефлексов существуют высшие психические функции. Например сознание. Сознание-сильная штука. Вездесущая. Везде вмешивается. Принуждает мышление все происходящее осмысливать, устанавливать эти самые связи логические. Не успел рефлекс выработаться, а логическая связь уже установилась. Поэтому именно к ним, высшим психическим функциям, и перешла основная роль в приобретении жизненного опыта.

Что есть жизненный опыт? Жизненный опыт, это все, чему мы научились, весь опыт, который мы приобретаем в течении жизни- условные рефлексы, навыки, умения, знания. Подумайте сами, много ли места среди всего, чему мы научились, занимают условные рефлексы? Не много, правда? И в жизни наших собак тоже.
Любой рефлекс, в том числе условный, это, исходя из определения, реакция организма на раздражитель. Реакция автоматическая, проходящая без участия сознания и мышления, в обход мышления и сознания. Поэтому намеренно пользоваться условным рефлексом для решения насущных проблем невозможно, его можно только (при наличии условного раздражителя) проявлять. А вот знание- это информация, переработанная в логическую связь и уложенная на полочку памяти. Знание-действительно инструмент, который мышление берет с полки-памяти, чтоб с помощью этого инструмента осознанно решить проблему. В том числе незнакомую, нестандартную, которую не получается решить при помощи рефлексов или инстинктов.

Сознание и мысление вездесуще.Поэтому в реальной жизни вообще трудно представить себе обучение собаки на чистых условных рефлексах. Не даром ведь Павлов проводил свои опыты в лаборатории, где присутствие посторонних раздражителей сводилось к минимуму. Знакомая и значительно обедненная раздражителями обстановка, созданная именно для того, чтоб сознание "не отвлекалось". И исследовал Павлов не что иное, как рефлекторное выделение слюны, именно неосознанную реакцию организма, а не поведение в ответ на загоревшуюся лампочку. Потому что реагировать поведением на загоревшуюся лампочку собаки наверняка начинали быстрее, чем пускать слюни. Сообразили после нескольких повторений лампочки или звонка, что сейчас есть дадут и радовались, но это еще не было рефлексом. А вот настоящий рефлекс (слюноотделение) появлялся, как положено, после полутора десятков повторений.
Ну и как тогда отличить, являются ли действия собаки в ответ на произнесенную команду условным рефлексом или осознанным действием? Как между собой взаимосвязаны рефлекс и сознание при становлении навыка?
Редактировалось: 1 раз (Последний: 31 января 2015 в 01:52)
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 12481
Дуловце, Словакия
230 дней назад
В учебниках типа "основ служебного собаководства" все было просто. Команда-механическое воздействие-поощрение-условный рефлекс. Никакого тебе сознания.
Ну допустим. Выработали УР на команду "лежать", скомандовали, собака легла. И теперь что? Например в комплексе послушания ИПО собака лежит на выдержке примерно 10 минут, хозяин стоит в 30 шагах от собаки, спиной к ней и не подает никаких сигналов. А в это время на плаце отрабатывает комплекс послушания следующая пара участников. Какие процессы удерживают собаку на месте в положении лежа все это время? Почему она просто не встанет и не пойдет по своим делам через несколько секунд после того, как хозяин скомандовал ей "лежать"? Ведь принцип действия рефлекса-out of sight — out of mind, исчезло из виду — и тут же забыто. То есть после того как собака услышала команду, рефлекторно легла (осуществилась реакция на условный раздражитель) и что дальше??? Собака ведь не механизм, у которого можете кнопочку поставить в положение "ON" и кнопочка автоматически будет в этом положении пока ее не переставите обратно. Собака ведь живая и на ее нервную систему одновременно действуют десятки различных раздражителей-извне и внутренних. Собака легла, но продолжает видеть и слышать других участников испытаний, кошку, идущую в 100 метрах от площадки, чует рассыпанное кем-то лакомство неподалеку, ей возможно хочется пИсать или пить ... Будь собака чисто-рефлекторным организмом, она тотчас после осуществления одного рефлекторного действия, наиболее актуального в тот момент, переключилась бы на иное действие, отреагировав уже на иной раздражитель, который стал бы теперь более значимым.
Но что-то удерживает ее в заданном положении лежа. Сознание и память. Собака может усилием воли удерживать внимание и сосредоточенность на исполнении данного навыка. Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее значение для субъекта.

Я не случайно выделяю слово НАВЫК. Многие дрессировщики как-то забывают о том, что понятия "Условный рефлекс" и "навык"-совсем не одно и то же. Рефлекс это, грубо говоря, реакция, одно действие, сжатое по времени. Навык -несколько действий, выполняемых в определенном порядке. Например навык аппортировки включает в себя целую цепочку действий- от посадки при ноге, выдержки в момент заброса предмета, затем собственно бег к предмету и его поднос к дрессировщику, посадка перед ним с удержанием предмета в зубах до команды "дай" и снова занимание исходной позиции у левой ноги дрессировщика. Посчитали, сколько там условных рефлексов? И одни ли там условные рефлексы?
Любой навык состоит как из рефлекторных, так и из осознанных действий и отделить одно от другого часто бывает невозможно. рассмотрим для примера навык попроще, скажем посадку из движения по нормативам ИПО. Сущность навыка состоит в том, что дрессировщик с собакой движется енергичным шагом, затем по команде "сидеть" собака должна быстро сесть и остаться в этом положении, причем дрессировщик продолжает движение, не останавливаясь и не замедляя шага, пока не отойдет на нужную дистанцию. После выдержки возвращается к собаке.

Как происходит формирование навыка? Вначале у собаки вырабатывается посадка по команде "сидеть". Причем каким бы методом ее не учили, собака садиться вначале отнюдь не рефлекторно. Вначале у собаки образовывается логическая связь команды с посадкой и последующим поощрением. Большинству собак требуется не более десятка повторений, чтоб просечь- сядь по команде-получишь вкусняшку. Собака, услышав команду "сидеть" садится. Но вначале выполнение всегда бывает нечетким, недостаточно быстрым. Собаке требуется время, чтоб осмыслить полученную команду, вспомнить, что она значит, кроме того сознание может отвлекаться на иные раздражители, а если ситуация немного отличается от обычной (например ввели усложнение) мозг анализирует это изменение...короче, думает собака. Дрессировщику же нужно, чтоб команда выполнялась немедленно, при любых условиях, автоматически, подсознательно, рефлекторно...

Дрессировщик начинает работать над этим, путем частого повторения в самых разных условиях, ускоряя процесс механическим воздействием и постепенно у собаки вырабатывает динамический стереотип. При выполнении стереотипных действий сознание может постепенно "отключиться" от самого процесса выполнения. Со временем действительно образовывается условный рефлекс на команду "сидеть", так как формируется более короткий путь между слуховым и двигательным центром. Временная связь. Теперь звуковой раздражитель (команда) не обязан пройти через анализаторы коры, отождествиться с нужной ячейкой в памяти и получить "сверху" приказ к действию. Путь нервных импульсов сокращается, всдедствии чего реакция следует очень быстро и автоматически. "Сидеть" и собака не раздумывая бухается попой о землю, хоть бы и в лужу.

Вот на данном этапе собака выполняет первую часть навыка более-менее рефлекторно. Почему более-менее? Потому что совсем отключить сознание вряд ли удается. Поэтому большинство даже очень хорошо отдрессированных собак все же не плюхнется попой в лужу, а постарается либо сесть мимо лужи, либо останется стоять в луже пролуприсядку, глядя на хозяина умоляющими глазами...

А вот следующая часть навыка (выдержка) выполняется уже при участии сознания. Такое свойство сознания как внимание помогает собаке удержать сосредоточенность на выполнении деятельности, которая не протекает одномоментно. Например и при движении рядом с дрессировщиком. Подавляющую часть времени дрессировщик затрачивает не для того, чтоб собака поняла, что по команде "рядом" должна держаться как можно ближе к его левой ноге. А для того, чтоб собака научилась удерживать свое внимание именно на выполнении этой деятельности, а не забывала и не отвлекалась на посторонние раздражители.

Ведь внимание-это палка о двух концах. По мере того, как у собаки образуется навык (динамический стереотип) ее сознание постепенно освобождается от концентрации на самом навыке и отправляется в "свободный полет". Пока псина привычно выполняет стереотипные действия, не требующие умственных усилий, сознание блуждает по сторонам, замечая то, что ей бы не стоило замечать. Например хоть бы и кошку, крадущуюся вдоль забора площадки. Почему не срывается и не бежит за ней, хотя ей это велят инстинкты? А потому что опять таки вмешивается сознание и память. Которые говорят, что кошек гонять нельзя, хозяин ругаться будет. И собака, лежащая на выдержке, отводит глаза от кошки, переводит их на неподвижно стоящего к ней спиной дрессировщика, вздыхает и остается добросовестно лежать...
Посетитель
Елизавета Савченко
Сообщений: 9
3342 дня назад
Поздравляю с 8 марта, желаю много- много счастья, здоровья, дальнейшего написания книг и всего самого- самого наилучшего!!!!!!! sm20
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 12481
Дуловце, Словакия
230 дней назад
Немного конкретики. Собака боится выстрела. Чем больше и упорнее приучали на площадке-тем хуже. Не хочет заходить на площадку, отказывается работать, играть, брать лакомство. Можно ли попробовать приучить собаку к выстрелу и как это сделать?

Есть один совет, который по-любому никогда не навредит- сделайте каникулы и оставьте собаку в покое (без стрельбы) хотя бы на месяц. Другой вопрос, будет ли от этого толк, если проблема затянута. В каждом случае, быстрого рецепта не ждите.

У меня была немного другая проблема, собака выстрела не боялась, но все время порывалась сбегать посмотреть, кто и зачем стреляет. Решила так, что взяла пистолет с свои руки, сказала "будет бум" и показала- что это я стреляю. Гром произвожу я, но вообще-то ничего интересного. Кстати, если нет пистолета, можно обойтись молотком. Кладете капсюль на ровный камень и разбиваете молотком.
Для пугливых, но таких, которые боятся в меру (не до истерики), этот метод срабатывает тоже. Важно разрушить один стереотип и заменить его постепенно на другой. Позитивный. Для начала лучше детские пистоны щелкать, все же звук не такой драстический получается.

Итак, наработка нового стереотипа. Собака ДОЛЖНА ЗНАТЬ, что сейчас "будет бум". Но ждать его должна с радостью. Собака боится площадки? Значит ломать стереотип начните с того, что делать "бум" будете дома. Начинаете собираться на прогулку, изображаете радостные сборы, весело разговариваете с собакой, и в момент кульминации сборов (и веселья) говорите собаке внятно и весело "будет бум" (можете несколько раз повторить слова) и потом, напоследок резко и сильно хлопаете в ладоши. Потом хвалите собаку и радостно выскакиваете на прогулку, играть и бегать - сплошной позитив.
Повторяете процедуру перед каждой прогулкой. Когда у собаки образуется ритуал веселых сборов, замените хлопанье руками на хлопанье пистона-делаете это на глазах у собаки, чтоб она видела-шум производите вы. Потом, не давая опомниться, выскакиваете на прогулку...ритуал сохраняется, хвалите, угощаете, играете, даже если собака испугалась.

Важно-
1. собака ЗНАЕТ, что будет выстрел
2. собака ЗНАЕТ, что это делаете вы
3. собака ЗНАЕТ, что это ритуал перед веселой прогулкой
.

Очень важна реакция собаки на ритуал сборов на ПЕРВУЮ прогулку ПОСЛЕ ПЕРВОГО ВЫСТРЕЛА. То есть, будет ли перелом ритуала. Если у собаки нарушится ритуал веселых сборов после введения настоящего "БУМ"- значит выстрел ввели рано. Если ритуал нарушился не сильно (собака не особенно боится, но тревожна, не радуется при следующей прогулке)- вернитесь назад и пока не стреляйте. Если ритуал нарушился очень сильно (собака сильно тревожится, убегает и прячется) это значит, что дело швах((( Это значит, фобию вряд ли можно исправить, во всяком случае, таким методом -точно не получится.
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 12481
Дуловце, Словакия
230 дней назад
И снова сознание верзус условный рефлекс.

Рефлекс-автоматическая (неосознанная) реакция (ответ) организма на раздражитель. УР вырабатывается путем многократного повторения сочетания безусловного и условного раздражителя.

Вот я начинаю понимать выражение "вьелось на уровне рефлексов". Рефлекс, это настолько сильно, что способно перешибить инстинкты, сознание, логику. Вроде человек согласен с тем, что рефлекс -неосознанная реакция организма, вроде использует для описания процесса выражения "знает", "логическая цепочка", "инсайт" ... а когда его спросишь-значит это не УР? -он тебе выдает-конечно УР!

Неужели на рефлекторном уровне вьелось, что собак нельзя очеловечивать, что они не думают, что у них УРы... Или табу какое-то на то, чтоб признать за собаками способность к осознанным действиям и элементарному мышлению? И вместо того, чтоб признать эти способности, ученые (к счастью не все) начинают колбасить рефлексы 2го-3го и прочих порядков, инструментальные УРы, или-я ваще в осадке, обстановочные УРы и так далее. Причем сами же вынуждены вносить поправки в определение УРа, придумывать генерализацию или вводить исключения- потому что скрипит теория, неспособная объяснить многочисленные проявления рассудочной деятельности животных через условные рефлексы.

Павлов был замечательный ученый. Представьте аналогию. Люди тыщи лет считали землю плоской. Луна и солнце всходили на востоке, садились за горизонт на западе, а люди считали, что например луна рождается, шествует по небу, потом падает в море и тонет, умирает. А потом рождается вновь и так далее.
И вот кто-то понял-Земля не плоская, Земля круглая и луна не помирает, а просто вращается вокруг Земли, поэтому каждый вечер появляется на востоке и опускается на западе. Так вот, Павловское открытие условного рефлекса равноценно открытию, что Земля круглая и луна вращается около ней.
Но потом делается ошибка. Делается попытка все формы поведения, включая высшие сложные, объяснить с точки зрения условного рефлекса. Делается вывод, что Солнце тоже вращается около Земли. А что, оно же тоже всходит на востоке, шествует через небосклон и садится на Западе- как и луна. А то, что в схему геоцентрической системы не вписывается движение иных планет, мало кого смущает. Подумаешь, планеты. Земля-центр вселенной и точка. А планеты петляют...да...ничего, как нибудь приспособим, придумаем какие нибудь сложные траектории орбит.

Вот и получается, что пока одни ученые переходят к изучению других солнечных систем в Галактике, другие упорно "совершенствуют" гелиоцентрическую систему.

Давно установлено, что между высшей психической деятельностью животных и человека не существует резкого качественного скачка, как считалось ранее. Есть более-менее плавный ряд ступеней. Высшие приматы решают логические задачи, с которыми не справляются 7летние дети. Способны научиться коммуниковать речью глухонемых и спонтанно обучают этой речи потомков. Показывают способности к разговору и абстрактному мвшлению на уровне людей с задержкой умственного развития. Для человека норма IQ 75 и выше, ниже -считается умственно отсталым. Но в жизни, общаясь с людьми, которые имеют IQ 74 и 76, вы вряд ли осознаете разницу.
Ученые, занимающиеся сравнительной этологией псовых и высших приматов, считают, что собаки и волки имеют социальный интеллект не менее развитый, а в некоторых параметрах и более высокий, чем высшие приматы. И что у собак отмечено по меньшей мере 10 из 12 элементов культурного интеллекта-это те способности, обладание которыми стало предпосылкой развития культуры.

А сторонники УРов упорно не замечают многочисленных проявлений высших, над-рефлекторных форм поведения, и даже признавая (скромно обозначив как ЭРД) их существование, упорно продолжают отрицать наличие высших психических функций и обзывать рефлексами то, что уже рефлексом (автоматическим ответом на раздражитель) не является.

Почему? "Этого не может быть, потому что просто этого быть не может"? Или не в силах отказаться от мысли, что Земля-центр вселенной? Может из религиозных мотивов? Типа, тогда придется или признать у животных существование души или признать, что разум есть результат эволюции, а не божьего вдыхнутия. Или из морально-этических соображений? Если признаем животным способность чувствовать, осознавать реальность и, пусть притмитивно, мыслить, то как воспримет общественность тот факт, что ежегодно миллиарды мыслящих и чувствующих существ убиваются, съедаются, используются для мучительных опытов и просто содержаться в негуманных условиях?
Посетитель
Даша Петченко-Ильяш
Сообщений: 13
Киев
2886 дней назад
Добрый день! Попала на Ваш сайт через статью о доминировании. Вы повергли меня в шок, обрушив всё, что мне казалось, я знаю о собаках. Нет, я не воспитывала собак с помощью табуретки, и не играла в доминантов. Но я третий день нахожусь под впечатлением, и штудирую сайт и форум. Информации много, ее надо еще и переварить. Но во многих местах Вы пишите о правильной социализации. Правильное воспитание и социализация щенка приводит к великолепному результату. У меня вопрос: а как, все таки, правильно социализировать собаку? Дело имею с 7ми недельной сукой добермана. Мы еще не привиты, но выходим на 15-20 минут в двор иногда. Походить по травке, поиграть с мячиком. Двор у нас большой, больше походит на сквер или парк с газонами, выложенными дорожками и множеством детских площадок. Пока что Эрика узнала, что на траве играть весело, каменные дорожки и пороги-не страшны совсем, люди и дети-тоже не страшны. К нам подходило и пару привитых собак: старенький лабрадор, йорк и такса. Я давала Эрике полную свободу действий. Не заставляла ее знакомится, но и не прятала. Эрика быстро теряла интерес к собакам. Вчера мы познакомились близко с ребенком. Он ее и гладил, и чухал. А Эрика в ответ полезла обниматься и целоваться.
Время от времени, я подзываю собаку командой "ко мне" и даю угощения. Иногда даю угощения просто так, потому что она побегала или поиграла. По команде она подходит почти всегда и почти сразу. Но пару раз путала меня с незнакомыми людьми, потому что они похлопывали то в ладоши, то по бедрам, а мы эти звуки используем при подзыве собаки.

Дома мы познакомились со швабрами и щетками, с пылесосом. Я Эрике показала, что пылесос-это совсем не страшно. Сначала просто дала его обнюхать выключенным, подкрепляя лакомством, потом включала, и если собака не убегала-давала лакомство. Сейчас Эрике все равно на пылесос. Она просто наблюдает за нами.
Мы научили Эрику командам "дай лапу" и "дай другую лапу" и "нельзя". Сейчас в процессе команды "сидеть", "лежать" и "место". Слово-маркер у нас "молодец" и "нет". Еще приучаю ее к слово "аккуратно" (когда она заигрывается и делает больно коту) и к слову "успокойся" (тоже, когда заигрывается и начинает кусаться).

Пока что, это все, что мы делали и чего добились.

Меня интересует как социализировать и воспитать собаку настолько, чтобы она, как и Ваши, спокойно ходила рядом без поводка, хорошо дружила с сородичами (предыдущая собака терпеть не могла других собак, часто в драки ввязывалась), хорошо относилась к людям и детям. И в то же время, могла встать на защиту, ведь мы планируем детей, и хотелось бы, чтобы дети всегда были в безопасности.

Возможно, Вы сможете посоветовать литературу по делу?

Я прошу прощения, если слишком много и сумбурно написала. Очень надеюсь на Вашу помощь.

На фото сама "виновница торжества".
Прикрепленные файлы:
dyst8ybt858_55c36a0137724.jpg | 122.81 Кб | Скачали: 1883 раза
Редактировалось: 1 раз (Последний: 6 августа 2015 в 17:11)
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 12481
Дуловце, Словакия
230 дней назад
Даша, здравствуйте! Я сама в свое время была в шоке, открывая для себя совершенно новые книги по собаководству. В наше время практически одним учебником были "Основы служебного собаководства"-да и те было не достать. А другие книги, если и были, то фактически повторяли почти дословно одно и то же. Теория Павлова, условные рефлексы, не очеловечивайте собаку. И вот я наткнулась случайно на книгу Микулицы "Познай свою собаку". Там впервые я прочла более-менее серьезный материал по этологии. Книгу, кстати, так и не перевели на русский. Позднее я еще глубже окунулась в мир собачьей мысли из книги Чаньи "Нсли бы собаки умели говорить". Ее тоже так и не перевели на русский. А потом уже через интернет нашла других интересных авторов. Я вернусь попозднее сюда и отвечу подробнее. Сейчас просто на минутку забежала.
Кстати, щеняшечка совершенно очаровательная sm16
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 12481
Дуловце, Словакия
230 дней назад
Даша, вы все пока делаете правильно. Социализация- основа основ. И воспитание щенка принципиально не отличается от воспитания ребенка. Вы формируете личность. Можете читать какую угодно литературу, но осмысливайте, сопоставляйте со своими наблюдениями, включайте логику и свое сердце- когда захотите воспользоваться чьими-нибудь советами. Не бывает идеальных авторов, они все тоже люди, не боги. Если совет у вас вызывает сомнения, не торопитесь применять, подумайте, прикиньте на себя- что бы вы чувствовали, будь вы на месте собаки. Думаем мы конечно по разному, но чувствуем-то одинаково!А чувства, эмоции- они очень сильно влияют на наше поведение.
Вот, кстати, среди самых-самых лучших порекомендую книгу Патриции Б.МакКоннелл- "эмоции людей и собак".
Применяя какие-либо методы воспитания, особенно касаемо наказания, думайте, размышляйте и постоянно старайтесь "читать" эмоциональное состояние собаки. Что она чувствует...а книга эта вам поможет. Главное чтоб психика у щенка оказалась качественная, здоровая, тогда собаку воспитывать легко и даже если наделаете небольших ошибок-все поправимо.

Ну а методика и техника дрессировки (не воспитания!) никак особенно не изменилась. Поищите книги такого автора как Владимир Гриценко, например "Воспитание и дрессировка собаки".
Хвалят книги Карен Прайор.
Поищите в интернете такого автора как Власенко... правда у меня порой у самой волосы встают дыбом, от того, что пишет, но это умнейший человек, болеющий за собак.
И Ясон Бадридзе- он пишет о своих исследованиях волков, потрясающие вещи. Читайте критично, осмысливайте, примеряйте на свою собаку. Ну и если возникнут вопросы по психологии, поведению щенка-обращайтесь сюда, постараюсь посоветовать.

Кстати, статья о доминировании была написана несколько лет назад, сейчас я бы уже многое написала по-другому. Сущность не изменилась, просто статье нужна бы правка-уточнения, дополнения, кое-где изменения. С тех пор я узнала много нового, со многими неясностями разобралась.
Посетитель
Даша Петченко-Ильяш
Сообщений: 13
Киев
2886 дней назад
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
Кстати, щеняшечка совершенно очаровательная
СПасибо. Она действительно очаровывает нас с каждым дне всё больше. Даже мужа, который ранее был против собаки в квартире.
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
Применяя какие-либо методы воспитания, особенно касаемо наказания, думайте, размышляйте и постоянно старайтесь "читать" эмоциональное состояние собаки.
Был уже прокол. Собака, когда очень сильно разыгрывается, начинает кусаться. А если ей что-то не особо нравится, еще и порыкивает. Недавно на руках у меня сидела, разошлась, кинулась с зубами мне в лицо. За нос цапнула. Каюсь, конечно, но я сначала шлепнула ее по носу, а потом только осознала, что сделала. У Эрики истерика началась, она визжала. Испугалась очень сильно бедняжка. А я третий день себе места не нахожу из-за этого. Тогда, конечно, собаку успокоила, извинилась, переключила ее на игру с мячиком. Но это выражения ужаса на ее маленькой морде меня зацепило очень сильно.
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
Ну а методика и техника дрессировки (не воспитания!) никак особенно не изменилась. Поищите книги такого автора как Владимир Гриценко, например "Воспитание и дрессировка собаки".
Хвалят книги Карен Прайор.
Спасибо. Поищу. Пока что читала из книг только Джен Феннел, с одной стороны ее советы интересны и действенны (проверяла на стае в приюте и на необузданной овчарке мужа), но с другой стороны, особенно после прочтения Вашей статьи, ее методы все так же вызывают сомнения. Почему собака не может иметь своего мнения или желания? Если собака хочет играть или ласку, почему она не может подойти и попросить?
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
Ну и если возникнут вопросы по психологии, поведению щенка-обращайтесь сюда, постараюсь посоветовать.
Меня все больше интересует как научить собаку общаться со всеми остальными собаками. Чтобы и с суками и с кобелями, маленькими и большими, играла хорошо. Имея в прошлом агрессивную собаку, подобного повторения не хочу. Каждая прогулка для нас была, как вылазка разведчиков. Постоянно на чеку, осматриваясь и прислушиваясь. А сейчас, когда почти в каждой семье есть собака, это особенно актуально.
Вот, например, вчера Эрику напугал большой лабрадор. Он все старался вылизать ее, понюхать. Но делал это бесцеремонно, толкая собаку и наваливаясь на нее своей массой. Эрика боялась. То убегала от него, то по команде ко мне бежала. В итоге, я просто посадила ее рядом и придерживала рукой, пока лабр нюхал и носился вокруг. Если он слишком навязчиво лез, отталкивала его. Собаку не жалела и не сюсюкала. Я не хотела закрепить в ней страх, но хотела показать, что я ее в обиду не дам.
И вчера же, Эрика пыталась играть с таксой, но такса старше и больше, толкала ее носом, как мячик. Я понимаю, что такая игра не для моего щенка пока что. Декоративные собаки не хотят с нами играть, а других щенков в округе нет.
Но, есть у меня компания друзей-собачников со 4-7 месячными собаками (бигли,джек-расселы,мопсы и лабрадоры). Правда, до этой компании пешком 15 минут или на машине 5 минут. Стоит ли водить туда собаку на общение?

И как вообще знакомить Эрику с собаками?
Была у меня на передержке очень трусливая собачка Циля. Она остальных собак боялась, как огня. Даже миниатюрного чихуа, размером с крыску, испугалась до визга. Я ее сначала на руках держала рядом с собаками первые пару дней. Потом рядом с ней сидела, обнимала ее и гладила собаку, с которой знакомились. Через неделю мы смогли уже идти рядом с собакой на поводке. Через 2 недели я ее впервые спустила с поводка поиграть с цвергпинчером. Через месяц мы гуляли без поводка в вышеупамянутой компании. И Циля даже начала спокойно реагировать на ризена, овчарку, хаски и маламутов. Правда, если такая собака подходила к ней первая, Циля неслась домой и ни на что не реагировала. Садилась около парадного и ждала, пока я приду.
Здесь же Эрика еще без фобий и страхов, как ее правильно знакомить, чтобы страхов и не возникло?

Вот с чем у нас проблем нет-это люди и дети. В силу возраста или характера, Эрика любит всех. А вчера два раза ловила ее, когда она за парнями уходила. Путала их с папой)Добавлено спустя 7 минут
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
И воспитание щенка принципиально не отличается от воспитания ребенка. Вы формируете личность
Хотелось бы сказать, что я и ребенка-то воспитывать не умею. Нет еще детей, сестра младшая не в счет же.
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 12481
Дуловце, Словакия
230 дней назад
Даша Петченко-Ильяш:
За нос цапнула. Каюсь, конечно, но я сначала шлепнула ее по носу, а потом только осознала, что сделала. У Эрики истерика началась, она визжала. Испугалась очень сильно бедняжка. А я третий день себе места не нахожу из-за этого. Тогда, конечно, собаку успокоила, извинилась, переключила ее на игру с мячиком. Но это выражения ужаса на ее маленькой морде меня зацепило очень сильно.
Не переживайте. Если нервная система нормальная, здоровая-переживет. Но не забудет. И больше никогда не станет кусать вас за лицо. В принципе, собаки поступают так же, слишком уж расшалившихся щенков прикусывают. Другого способа, чтоб объяснить щенку, что это больно и не нравится, собаки не знают. Будем надеяться, больше таких эксцессов не будет. В следующий раз переключайте игру на игрушку, играйте например жгутиком тряпочным. Просто берете старый гольф(носок), набиваете его тряпьем и завязываете. Такую матерчатую колбасу удобно отбирать, тянуть, трепать, и отбив в качестве добычи, потрошить.
Даша Петченко-Ильяш:
Почему собака не может иметь своего мнения или желания? Если собака хочет играть или ласку, почему она не может подойти и попросить?
Может конечно! Можно и нужно прислушиваться к мнению или желанию собаки, но решающее слово все равно остается за вами.
Даша Петченко-Ильяш:
как научить собаку общаться со всеми остальными собаками. Чтобы и с суками и с кобелями, маленькими и большими, играла хорошо.
Она сама научится, в силу существования социального инстинкта и социального интеллекта. Главное ей не мешать учиться. Не изолировать собаку от других собак, но постараться ей в друзья выбирать адекватных собак, дружелюбных, общительных и умеющих себя хорошо вести. Бесцеремонный лабрадор не самый лучший вариант, но если вы встретите такого балбеса лишь время от времени- не беда. Как только малышка поймет, что он ее не обижает, перестанет бояться. Но может научиться от него такой же бесцеремонной манере общения. Лучше всего найти для ней ровесников (или чуть постарше) и в качестве положительного примера-воспитанную и дружелюбную взрослую псину. Вам бы прививку поскорее сделать и начать гулять везде. Пешком 15 минут-это же немного, даже для 2х месячного щенка. Привейте сейчас и недели через 2 можете ходить общаться. Наверняка найдете друзей. Ну и конечно если щенка захочет обидеть какая-нибудь большая и сильная дрянь, не давайте в обиду! Главный пример для щенули-вы.
Даша Петченко-Ильяш:
Хотелось бы сказать, что я и ребенка-то воспитывать не умею. Нет еще детей, сестра младшая не в счет же.
Почему это не в счет? Очень даже в счет)))
Детей воспитывать не надо учиться, это придет само-если слушать разум и сердце поровну. Если это дано человеку, то интуитивно будете знать, что и как делать. А если не дано... есть люди, которые не умеют слушать ни разум, ни сердце, а только свое эго. Их хоть заучись-не научатся.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 8 августа 2015 в 00:56)
Посетитель
Даша Петченко-Ильяш
Сообщений: 13
Киев
2886 дней назад
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
е переживайте. Если нервная система нормальная, здоровая-переживет. Но не забудет. И больше никогда не станет кусать вас за лицо. В принципе, собаки поступают так же, слишком уж расшалившихся щенков прикусывают. Другого способа, чтоб объяснить щенку, что это больно и не нравится, собаки не знают. Будем надеяться, больше таких эксцессов не будет

Пока что больше не повторялось. Были моменты, когда она и хотела бы цапнуть, но будто вспоминала, что это плохо заканчивается. У нее аж выражение морды меняется в такие моменты) Забавно. Прошло, вроде бы, без каких-либо последствий. Рук не боится, меня не боится.

Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
В следующий раз переключайте игру на игрушку, играйте например жгутиком тряпочным. Просто берете старый гольф(носок), набиваете его тряпьем и завязываете. Такую матерчатую колбасу удобно отбирать, тянуть, трепать, и отбив в качестве добычи, потрошить.
Есть у нас такое) И тряпичный жгут из моей футболки (с запахом моим), и мишка мягкий для таких игор, и из магазина канатик. Вот что-что, а игрушек у нее много. На любой вкус и цвет. Она подолгу днем одна дома, мы ей сразу много развлечений купили, чтобы не скучала. Сейчас думаем купить ей что-то новое, а старое спрятать, чтобы забыла о них. Позже поменять местами старые и новые игрушки. Чтобы ей не приедались одни и те же вещи, а то она пойдет по плинтусам да тапкам)
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
Лучше всего найти для ней ровесников (или чуть постарше) и в качестве положительного примера-воспитанную и дружелюбную взрослую псину. Вам бы прививку поскорее сделать и начать гулять везде. Пешком 15 минут-это же немного, даже для 2х месячного щенка.
Мы ходили в субботу в эту компанию. Собаки там все привитые-здоровые. В принципе, в той компании я и увидела то, что хотела. Лабрадор-девочка 6ти месяцев обнюхала Эрику аккуратно-аккуратно, пригласила в игру. Эрика не пошла, лабрадор побежала дальше играть. Каждые 10-15 мин. к нам подходила собака из компании, приглашала Эрику в игру. Все очень аккуратные и тактичные собачки. Никто не обижал, не давил, не настаивал: "Пойдешь с нами? Ну как хочешь, посиди, посмотри, как мы играем.Мы еще позже подойдем"- вот как-то так у нас общение происходило). Были моменты, когда Эрика вставала, заинтересовано начинала двигаться в гущу игры,но потом давала заднюю, приходила к нам воевать с травой) Я думаю, таких походов штучки 3, и Эрика сама уже будет бежать играть.
18го числа только будет первая прививка, пришлось еще раз глистов гнать.

Что мне сейчас нравится, Эрика ходит за нами следом без поводка. Подцепляем ее только там, где может быть опасность машин, например. А так, ни на шаг от нас не отходит практически. Рядышком бегает, нюхает что-то. Такое поведение у нее закрепится в будущем, или все же надо будет специально приучать ходить рядом?
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
Почему это не в счет? Очень даже в счет)))
Детей воспитывать не надо учиться, это придет само-если слушать разум и сердце поровну. Если это дано человеку, то интуитивно будете знать, что и как делать.
Ну, в принципе, раньше так и воспитывали всех собак. Только вот последний год начала что-то читать, и замечать, что и мы так делали или не делали с нашими собаками чисто интуитивно. Интересно это очень.



И у меня еще такой вопрос. Пока не наткнулась на Вашу статью про служебных или домашних собак, мы хотели заниматься ИПО с Эрикой. Мы посмотрели красочные и яркие видео, на которых собака бегает-прыгает-ловит преступников. Впечатляюще. Сейчас, когда копнула глубже, не хочу ради балов делать лишние и не логичные вещи. Куда лучше направить доберманий потенциал? Чтобы и мне потешиться, и собаке это было под характер и темперамент?
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 12481
Дуловце, Словакия
230 дней назад
Даша Петченко-Ильяш:
Все очень аккуратные и тактичные собачки. Никто не обижал, не давил, не настаивал: "Пойдешь с нами? Ну как хочешь, посиди, посмотри, как мы играем.Мы еще позже подойдем"- вот как-то так у нас общение происходило). Были моменты, когда Эрика вставала, заинтересовано начинала двигаться в гущу игры,но потом давала заднюю, приходила к нам воевать с травой) Я думаю, таких походов штучки 3, и Эрика сама уже будет бежать играть.
Вот! Это именно то, что нужно)))

Даша Петченко-Ильяш:
Что мне сейчас нравится, Эрика ходит за нами следом без поводка. Подцепляем ее только там, где может быть опасность машин, например. А так, ни на шаг от нас не отходит практически. Рядышком бегает, нюхает что-то. Такое поведение у нее закрепится в будущем, или все же надо будет специально приучать ходить рядом?
Очень возможно (но не обязательно), что пару недель спустя, у ней безоговорочное следование за вами хоть на край света сменится "осликовым периодом"
Что это значит? Это значит, что до щенка начнет доходить, что мир-то оказывается огромный и страшный, а он, щенок, такой маленький и беззащитный! Сейчас до него(нее) пока это не дошло. Пока она еще не умеет по настоящему бояться- пока она боится только конкретных вещей, а не абстрактной непонятной опасности от неведомого мира.
Попросту говоря, щенок вдруг перестанет следовать за вами, когда вы хотите уйти от маленького знакомого мирка- от родного подъезда, из родного двора, где все так хорошо знакомо и привычно, где щенок чувствует себя в безопасности. Идти с вами куда-то черт знает куда, щенку не хочется, ни добровольно, ни принудительно. А когда вы его пытаетесь тягать за поводок, упирается и изображает маленького упрямого ослика. Еще через пару недель "синдром ослика" пройдет так же внезапно, как и появился. Детеныш, пережив период страхов, начнет открывать для себя мир. Сейчас он больше занят не открытием, а тем, чтоб вас не потерять.
Будет ли собака познавать мир "в отрыве от вас" или рядом с вами, пока, к сожалению сказать нельзя. Это зависит не только от вас и вашего воспитания, но и от характера собаки. Например служебные породы (к которым относится и доберман) предпочитают тесный контакт с хозяином и игры с любимым человеком у них вызывают больше энтузиазма, чем самостоятельное прочесывание чужой незнакомой территории. Зато у афгана-это точно наоборот и сколько его не развлекай мячиками и палочками, ему с хозяином не интересно, зато его так и манит в авантюры его независимый нрав.


Даша Петченко-Ильяш:
И у меня еще такой вопрос. Пока не наткнулась на Вашу статью про служебных или домашних собак, мы хотели заниматься ИПО с Эрикой. Мы посмотрели красочные и яркие видео, на которых собака бегает-прыгает-ловит преступников. Впечатляюще. Сейчас, когда копнула глубже, не хочу ради балов делать лишние и не логичные вещи. Куда лучше направить доберманий потенциал? Чтобы и мне потешиться, и собаке это было под характер и темперамент?
ИПО как дрессировка и как норматив, не портит собаку, если с ней заниматься вдумчиво и не гнаться за баллами любой ценой. Это для породы в целом увлечение высокой спортивной дрессировкой не плюс. Особенно для такой, как ротвейлер. Доберман же -собака темпераментная, с высокой двигательной активностью, ей спорт в принципе не противопоказан. Есть ведь разница, дрессировать собаку по ИПО для сдачи норматива или лезть в высокий спорт, подчиняя этому всю жизнь собаки. Я же например тоже своего балбеса для сдачи испытаний ИПО готовлю. Но не заманьячиваю его при этом мячиками, не разгоняю искуственно его уравновешенный темперамент, не "оживляю" на рядовости при помощи строгача или ЭШО- несмотря на то, что наш инструктор неоднократно принуждал меня использовать эти девайсы.
Просто нужно представлять себе, что вам обоим нужно и на каком уровне. Если не перегибать палку и не насиловать характер собаки-то почему бы и нет. У меня пес никогда не достигнет распрекрасных результатов в ИПО, но мне это и не нужно. Главное, ему нравится заниматься. На сдачу испытаний хватит-и ладно.
Кстати, ИПО-это очень специфический спорт. Кроме того, что он очень технический, месяцами длится оттачивание техники исполнения, он требует еще очень специфического характера собаки. И если такого характера нет, то хоть разбейся-высших результатов не добъешься. Поэтому спортсмены-профи покупают себе щенка определенных линий, годами ждут и без гарантии что долгожданный плод специально подобранной "спортивной" пары унаследует спортивные качества родителей. Нередко бывает так, что вырастив собаку, вложив в нее огромную кучу средств, времени и сил, профи эту собаку сбагривают "на диван" или "на цепь"- потому что характер ее не позволяет достигнуть высот в спорте. Как выразился один мой знакомый инструктор со стажем, дрессировка ро ИПО это долго, дорого и не факт... Старые добрые ОКД и ЗКС ничуть не хуже, но усвоить и сдать их проще и быстрее.
Посетитель
Даша Петченко-Ильяш
Сообщений: 13
Киев
2886 дней назад
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
Поэтому спортсмены-профи покупают себе щенка определенных линий, годами ждут и без гарантии что долгожданный плод специально подобранной "спортивной" пары унаследует спортивные качества родителей. Нередко бывает так, что вырастив собаку, вложив в нее огромную кучу средств, времени и сил, профи эту собаку сбагривают "на диван" или "на цепь"- потому что характер ее не позволяет достигнуть высот в спорте.
К сожалению, у нас, в Украине, не осталось клубов, которые разводят "рабочих" доберманов. Все пошли в шоу разведение. Экстерьер и не более. Даже заведомо не подходящие по характеру собаки (доберы-истерички) идут в разведение, если соответствуют внешним стандартам.
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
Как выразился один мой знакомый инструктор со стажем, дрессировка ро ИПО это долго, дорого и не факт... Старые добрые ОКД и ЗКС ничуть не хуже, но усвоить и сдать их проще и быстрее.
ОКД-это само собой. Все таки, какой бы теоретический багаж или интуиция не была, хочется быть уверенной в собаке, воспитать ее должным образом. Площадку мы уже выбрали. с 3,5 месяцев (после прививок) пойдем на щенячку. У них хорошая программа. И стандартные команды, и выдержка, и социализация (испытания шумом, толпой людей, велосипедистами, выстрелами и салютами, обучение не подбирать с пола все на свете, и не брать с рук чужих людей).
А ЗКС все таки лучше, да? В любом случае, ближе к году только ясно будет на что рассчитывать с Эрикой) Я видела у нас еще курсы "собака-охранник", "психологическая подготовка охранной собаки".

Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
Очень возможно (но не обязательно), что пару недель спустя, у ней безоговорочное следование за вами хоть на край света сменится "осликовым периодом"
У нас пока начался период "бананов в ушах" smile Или как любит говорить моя мама :" говори-говори, мне голос твой приятен")


Спасибо Вам за советы и поддержку. Как говорит еще один мой знакомый, "будем посмотреть" =)
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 12481
Дуловце, Словакия
230 дней назад
Даша Петченко-Ильяш:
К сожалению, у нас, в Украине, не осталось клубов, которые разводят "рабочих" доберманов.
Это проблема всех пород современности. Кроме, может быть, немецких овчарок, которые разделились фактически на две породы-экстерьерников и "рабочих". Уж и не знаю, какое зло хуже.
Даша Петченко-Ильяш:
А ЗКС все таки лучше, да? В любом случае, ближе к году только ясно будет на что рассчитывать с Эрикой) Я видела у нас еще курсы "собака-охранник", "психологическая подготовка охранной собаки".
Лучше всего- хороший инструктор, грамотный и вдумчивый. Тогда он вам и ЗКС сделает, и ИПО, и собаку "не запорет" и вам не отобьет желание заниматься. Может как угодно называться норматив или курс, но если инструктор плохой-толку не будет. Как отличить хорошего инструктора? Хороший инструктор-это тот, который не избегает вопросов, а приветсивует их. Если возникают какие-то сомнения или что-то непонятно, не стесняйтесь спрашивать инструктора. Если вы ему платите за занятия, значит вы де факто его работодатель. И если вас что-то не устраивает или что-то вам кажется "не так"- спросите, уточните, попросите объяснить-почему надо делать так, а не иначе.
И если инструктор не в состоянии доходчиво и убедительно объяснить "как и почему"- значит инструктор он неважнецкий.
Даша Петченко-Ильяш:
У нас пока начался период "бананов в ушах" Или как любит говорить моя мама :" говори-говори, мне голос твой приятен")
Значит говорить надо поменьше. Незачем приучать щенка к тому, что ваш голос-просто фон, на который не стоит обращать внимания. Говорите с собакой тогда, когда собака вам внимает. Если собака в состоянии перевозбуждения или очень занята игрой- бесполезно звать или давать команды- она вас или не услышит, или проигнорирует. Надо просто дать ей наиграться и с командами повременить, или-если деор неотложное, без лишнего шума, крика и десятикратного повторения команд, просто подойти и выловить за шкирку.
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.